Батареи

NISSAN-LEAFОбычно производители указывают количество допустимых циклов заряда-разряда батареи. Но, для простоты понимания, сегодня уже можно утверждать, что средний срок службы батареи составляет около 8 лет. Правильный уход может продлить срок службы до около 10 лет, но при небрежной эксплуатации и сильных перепадах температур АКБ может выйти из строя спустя 5-6 лет. Кстати, о морозах: условно емкость батареи падает на 1% при каждом очередном градусе мороза – т.е. при -20 мороза дистанция пробега упадет примерно на 20%, а значит, зимой батарею придется заряжать чаще. Нам повезло: в Украине зимы довольно мягкие, сильные морозы бывают лишь изредка и держатся по нескольку дней, а не всю зиму, да и жара не докучает, летом температура редко поднимается до +30-40 градусов. Для батареи электромобиля эксплуатация в диапазоне от 0 до +20 градусов С – это едва ли не идеальные условия.

Дистанция пробега напрямую зависит от количества потребителей энергии, поэтому практически все электромобили уже сейчас предлагают возможность предварительного прогрева или охлаждения салона перед выездом из паркинга, пока электромобиль подключен к розетке – чтобы потом не тратить на это драгоценную энергию из АКБ. Среди других подобный мелочей: экономичные светодиодные фары, солнечная батарея в крыше, специальные настройки навигатора (маршрут через зарядные станции и/или самый экономичный с точки зрения расхода энергии), подсказки водителю, и пр. Все это мелочи, но они уменьшают расход энергии и увеличивают пробег. Поэтому при бережной, плавной езде электрокар вполне может проезжать паспортный запас хода и даже немного превышать его. Но зимой, в мороз, при включенных фарах, подогреве сидений, при «рваном» стиле управления, пробег может падать на 30-50%.

2014-nissan-leaf

Отметим и вопрос деградации батареи. Так, у проданных в Украине Mitsubishi i-MIEV падение емкости батареи за 4-5 лет составляет около 15-20%. У первых Tesla Model S, которые проехали 100 000 км (уже есть и такие), падение емкости АКБ пока не замечено, похоже, что в работу постепенно включают новые сегменты АКБ. Словом, деградация АКБ и падение ее емкости «от старости» возможно, но едва ли превысить сокращение запаса хода от мороза, включенных энергопотребителей, рваного стиля езды.

Что касается цены, то пока сложно назвать итоговые цифры. Так, сегодня цены на АКБ для электрокаров колеблются в диапазоне от 5 до 15 тыс. долларов США в зависимости от емкости. В будущем, с одной стороны, цена АКБ должна падать: так, компания Tesla уже заявляла о своей фабрике АКБ, что должно снизить цену едва ли не вполовину. С другой стороны, недавно появилась информация, что рост популярности электромобилей и гибридов привел к повышению цен на редкоземельные элементы, которые используются в их электромоторах – кто заверит, что подобное не произойдет с АКБ? Однако не бойтесь подобных расходов: по аналогии с ДВС, это затраты как на капремонт мотора.

А заряжать где?

В Украине – уже почти на 40-ка зарядных станциях!

Уже сегодня в Украине 37 зарядный станций, из которых 34 расположены на АЗС ОККО. Станции установлены как в крупных городах, так и на самых оживленных трассах.
Уже сегодня в Украине 37 зарядный станций, из которых 34 расположены на АЗС ОККО. Станции установлены как в крупных городах, так и на самых оживленных трассах.

 

Существует три основных способа зарядки. Первый – заряд от бытовой сети 220 В с силой тока 10-16 А (2-3 кВт). Второй вариант – использование ускоренных зарядок, которые принято на называть CHAdeMO (на японский манер) или Supercharger (фирменное название Tesla). Эти зарядные станции способны зарядить 80% емкости АКБ за 30-60 минут и выдают от 30 до 135 кВт. Но таких зарядных станций, насколько нам известно, в Украине нет, что и неудивительно, поскольку одна подобная установка стоит от 15 до 20 тыс. долларов США. Наконец, третий вариант – наиболее интересный для Украины: заряд от 3-фазной 380-вольной розетки с большой силой тока. Подобную сеть, на самом деле, имеет практически каждый жилой дом, кафе, ресторан, отель. И именно такую сеть зарядных комплексов создали сеть АЗС ОККО и «Tesla-клуб». Обустроить подобную зарядную станцию стоит на порядок меньше, чем точку CHAdeMO (неофициальная информация – около 1-1,5 тыс. долларов США). Время полной зарядки Tesla состави 3-5 часов, а современный Renault Zoe можно зарядить примерно за 1 час: все зависит от мощности, которую выдает розетка, и от встроенного зарядного устройства электромобиля.

380-вольную розетку можно обустроить даже у себя в частном доме (во многие современные дома и коттеджи изначально заходит 380-вольная линия), что при силе тока до 32 А дает нам мощность 12 кВт. На АЗС ОККО установлены еще более мощные зарядные станции КЕВА Р20, которые могут выдавать до 22 кВт – а это уже, фактически, лимит того, что могут переварить встроенный зарядные устройства даже современных электромобилей, включая и Tesla Model S. Причем ОККО обещает, что на каждой АЗС есть кабель для подключения электромобиля, есть переходники под зарядные гнезда разных электромобилей, и что электричество будет бесплатным. Похоже, расчет на то, что во время зарядки электромобиля водитель все равно выпьет кофе и съест булочку в фирменном кафе. В любом случае – похвальная инициатива отдельной компании, которая уже сейчас может изменить рынок электромобилей.

Для обобщения вышеприведенной информации, все собрано в таблицу ниже.

Как рассчитать мощность розетки – напряжение (вольты) умножить на силу тока (ампер):

220 В х 10 А = 2,2 кВт; 220 В х 16 А = 3,5 кВт

380 В х 16 А = 6 кВт; 380 В х 32 А = 12,2 кВт

Как рассчитать время заряда – емкость АКБ поделить на мощность розетки или мощность встроенного ЗУ электромобиля, в зависимости от того, что меньше.

ЗУ Renault Fluence ZE – 3,7 кВт

ЗУ Nissan Leaf – 3,7 кВт (базовое ЗУ для Nissan Leaf)

ЗУ Nissan Leaf – 7,4 кВт (двойное ЗУ, доступно как опция)

ЗУ Tesla Model S – 11 кВт (базовое встроенное ЗУ для Tesla)

ЗУ Tesla Model S – 22 кВт (двойное ЗУ, для максимальных версий или как опция)

ЗУ Renault Zoe – до 43 кВт (как иллюстрация будущего электромобиля)

В таком случае время ПОЛНОГО заряда АКБ составит:
Автомобиль Renault Fluence ZE и Nissan Leaf (около 20 кВт) Tesla Model S 85 (85 кВт) Renault ZOE (22 кВт) Где применять
220В, до 16 А, до 3,5 кВт 5-6 часов 24 часа 6 часов Дом, гараж, паркинг, ночью
380В, до 32 А, до 12,2 кВт 5-6 часов (ограничено ЗУ) или 3 часа (двойное ЗУ Leaf) 7 часов 2 часа Современный частный дом, коттедж, работа, ночью или днем
Зарядные точки ОККО, 22 кВт 5-6 часов или 3 часа 4 часа 1 час Периодическая зарядка в дороге
CHAdeMO или Supercharger 30 мин до 80% батареи 30 мин до 80% батареи 30 мин до 80% батареи В Украине нет, быстрый заряд

Важно отметить, что АКБ изначально поглощает больше энергии (по аналогии с голодным человеком), и за половину вышеназванного времени можно получить не +50% заряда аккумулятора, а значительно больше – вплоть до +70-80% емкости АКБ. И еще одно замечание: современные электромобили (к примеру, упомянутый Renault ZOE) уже получают встроенные зарядные устройства на 43 кВт, что при небольшой батарее в 20-25 кВт/ч обещает нам полную зарядку за полчаса даже без использования точек CHAdeMO.